Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Приём в гимназию 399
Дата публикации: 21-02-2013 10:18
Рейтинг статьи: 0

Минимальные мозговые дисфункции:
причины, последствия, профилактика

 

     Минимальные мозговые дисфункции (ММД) наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

            Сегодня именно эти легкие нарушения становятся массовыми. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, а по данным обследований в Нижнем Новгороде - у 60%.

            Чаще всего дети с этим диагнозом попадают в поле зрения специалистов в начальной школе. Основными критическими периодами становятся дошкольный и младший школьный возраст (6-8 лет), совпадающие с подготовкой к школе и началом обучения. Второй пик появлений ММД у детей приходится на пубертатный период (12-14 лет), что обусловлено не только преходящим дефицитом корковых функций, но и гормональным "всплеском", характерным для этого возраста.

 

            Такие дети не способны длительно концентрировать внимание, постоянно отвлекаются, нарушают дисциплину, могут вставать с места и ходить по классу, не справляются с заданиями, требующими аккуратности и усидчивости. Педагоги нередко списывают это на недостаток воспитания, родители - на лень и "разболтанность". И только специалист может дать ответ на два самых главных вопроса: что происходит с ребенком и что в этом случае делать.

            Причины этой дисфункции – влияние различных вредных факторов, перенесенных в период внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная интоксикация в поздние сроки беременности), травмы во время родов, инфекционные заболевания в течение первых лет жизни. В результате этих воздействий происходят более или менее локальные поражения мозга в корковых либо подкорковых отделах. Проявления минимальной мозговой дисфункции отличаются многообразием и зависят от локализации повреждения.

            В ходе развития ребенка с минимальной мозговой дисфункцией происходит постепенная компенсация имеющихся нарушений. При благоприятной системе обучения, воспитания и лечения к подростковому возрасту сглаживаются имевшиеся раньше симптомы, и обнаружить остаточные явления органического поражения можно только при специальном нейропсихологическом и электроэнцефалографическом исследовании.

            Однако при присоединении некоторых других факторов (травм, хирургических операций, соматических заболеваний, переутомлений, неблагоприятной социальной ситуации развития) минимальная мозговая дисфункция может привести к развитию ряда заболеваний и расстройств. В связи с этим, важной задачей является выявление детей с органическими поражениями ЦНС и наблюдение за развитием ребенка со стороны специалистов: невропатолога, психолога, логопеда.

При ММД можно ожидать следующие отклонения,

по сравнению с возрастной нормой:

1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);

2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности;

3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации;

4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности;

5. Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации);

6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).

 

            Перечисленные отклонения должны быть включены в так называемый первичный дефект, который связан с биологическим развитием ребёнка. Если не учитывать перечисленные выше особенности развития ребенка с ММД, то на базе первичного дефекта может формироваться вторичный дефект, влияющий на успешность уже психического развития ребенка.  Проблем в психическом развитии ребенка можно избежать, если его деятельность будет осуществляться "в обход" его основного первичного дефекта, и нарушенные функции будут использоваться минимальным образом.

            Необходим учет специфики интеллектуальной деятельности этих детей, заключающейся в цикличности. Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг "отдыхает", накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5-15 минут, после чего мозг снова "отключается", и произвольное управление интеллектуальной активностью оказывается невозможным. Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее паузы отдыха - пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон.

            В то время, когда мозг "отключается" и "отдыхает", ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе. В течение 40-минутного урока он может "отключиться" несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, "дикими" ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение. Но самое ужасное состоит в том, что ребенок, усваивая именно эти абсурдные правила и алгоритмы действия, руководствуется ими в дальнейшем. Закрепляясь, они становятся препятствиями для последующего обучения.

            ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в ВУЗе. Для этого бывает достаточно только консультативного сопровождения специалистами. Нередко, если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, растущий мозг сам оказывается в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. Но это бывает возможно только при здоровом образе жизни ребенка, отсутствии у него деятельностей, приводящих к хроническому переутомлению.

            Итак, для успешного преодоления ММД основную поддержку ребенок должен получать дома.

            Вот несколько советов, которые помогут родителям детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД:

       Необходимо периодически обследовать ребенка у невролога и выполнять его рекомендации;

       Главным является забота об общем состоянии здоровья ребенка, так как именно от этого самым непосредственным образом зависит и избавление от ММД, и поддержание определенного уровня работоспособности, необходимого для успешного обучения в школе;

       Соблюдайте режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы ребёнок вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.

       Не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня, потому что они в гораздо большей степени, чем их здоровые сверстники, нуждаются в отдыхе после школьных занятий, многим необходим дневной сон и всем - относительное одиночество, отдых от группового общения. Длительное нахождение среди ребят, шумные игры, споры - все это приводит детей с ММД к перевозбуждению, еще больше дезорганизуя их умственную деятельность. В группе продленного дня они не только менее аккуратно делают уроки, но и обычно ничего не запоминают из того, что делали сами и что объяснял им учитель.

       Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми ему противопоказано. Для знакомства выберите спокойного, неагрессивного ребенка постарше. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить.

       Не старайтесь часто приглашать в дом гостей, водить ребенка в гости, на вечеринки, в развлекательные клубы и т.п. Нарушается привычный распорядок дня, ребенок получает огромное количество лишних впечатлений и эмоций.

       Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок;

       Не стоит брать ребенка в заграничные турне, жаркие страны, загорать с ним на солнцепеке. Лучший отдых для него - на даче в кружевной тени родных яблонь, рябин и берез. Если же ребенку необходим морской воздух и вода, лучше ехать в бархатный сезон и минимум на два месяца.

       Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.

       Чаще читайте вслух ребенку, слушайте спокойную музыку, народные песни;

       Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером (не более 30 минут в день). Мелькание кадров может спровоцировать судорожный приступ, расшатать далеко не железные детские нервы. Избавьте ребенка от агрессивных зарубежных мультфильмов.

       Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы. Из спортивных занятий вашему ребенку полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ).

       Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. Никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка - ссоры между взрослыми до крайности истощают детскую психику, отдаляя час победы над минимальной мозговой дисфункцией.

       Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка, молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Недостаток данных веществ в крови усугубляет течение ММД.

       Скорректировать состояние ребенка помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39°. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.

       Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон - ослабленной нервной системе жизненно необходим послеобеденный отдых. Если ребенок плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем.

       Зная, что работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, необходимо обеспечить детям "мягкое", замедленное включение в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу, например, с восьми лет, но ни в коем случае не в шесть.

       Перед началом обучения в школе поговорите с учителем или школьным психологом, расскажите о проблемах малыша, попросите об индивидуальном подходе, в котором Ваш ребенок действительно нуждается.

       Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.

       Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.

 

       Домашнее задание, которое обычно задиктовывается учителем в конце урока, дети с ММД или не записывают вообще, или записывают неправильно. Из этого не следует делать проблемы. Родители могут сами узнавать, что было задано, от учителя.

       Родители должны быть готовы к тому, что в обучении детей с ММД до относительной нормализации их мозговой деятельности (т.е. в течение 1-3 классов) основную роль играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. Очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему легче было включиться в классе, и вынужденные "отключения" не нарушали общее понимание того, что объясняет учитель.

       Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.

       В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда надо писать, работать уже вообще не может.

       Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения — не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Не заставляйте ребенка сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

       Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному.

       Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую ребенку нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.

       Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.

       Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

       Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр, к врачу или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: "Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Когда мы сядем в автобус..." и т.д.

       Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия - нет преимущества!

           

            Общая цель в воспитании и обучении детей с ММД должна заключаться в предупреждении отклонений в развитии. Коррекционная работа, независимо от ее эффективности, выглядит благородной - мы боремся с дефектом ребенка, но как показывает опыт практической работы, это малоэффективно. Профилактика дефекта, когда он еще явно не виден - дело неблагодарное. Прогнозам часто не верят, и если вовремя принятые меры позволяют избежать осложнений, то часто появляется уверенность, что и без них развитие ребенка протекало бы нормально. Тем не менее, на наш взгляд, главная задача психолога состоит в том, чтобы вовремя спрогнозировать будущие проблемы развития ребенка и, опираясь на знания и опыт, делать все, чтобы прогноз не оправдался.

Список литературы:

1. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с. Автор статьи: Кривонос Г.А.

Ссылка: http://sevpsiport.com/psistatii/387-miinimalnay-mozgovay-disfunkcia-povregdennoe-psihicheskoe-razvitie-mmd

2. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство - СПб. ГП "ИМАТОН", 1997 - 80 стр.

Ссылка: http://pedlib.ru/Books/6/0050/6_0050-1.shtml





Пользователи Страницы пользователей
  • Вход
  •