ПРИНЯТ
Советом гимназии
ГБОУ гимназии №399
Протокол от 12 мая 2014г. № 4
Председатель Совета гимназии
_____________________(Н.М. Бурцева).
(подпись) (Ф.И.О.)
УТВЕРЖДЕН
приказом от 30 мая 2014г. № 133-а
директора ГОУ гимназии № 399
_____________________(Н.М. Бурцева).
(подпись) (Ф.И.О.)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
гимназии №399
Красносельского района
Санкт-Петербурга
на 2014-2015 учебный год
1. Пояснительная записка
Учебный план для 1 – 4 классов составлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников на 2014/2015 учебный год, рекомендованных, допущенных, к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 декабря 2013 г. № 1342 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 968 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г №196 (с изменениями на 20.07.2007г);
Инструктивно-методическое письмо Комитета образования Санкт-Петербурга от 10.04.2014 №03-20-1424/14-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2014/2015 учебный год»;
Устав ГБОУ гимназии №399.
Учебный план составлен с учётом необходимости достижения главной образовательной цели – рассматривать школьное образование как фактор укрепления здоровья ребёнка, формирование общей культуры человека, адаптации учащихся к жизни в обществе, формирование основы для сознательного выбора и усвоения образовательных программ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1-4 классы)
призвана:
- сформировать у учащихся важнейшие понятия и правила здорового образа жизни;
- научить пониманию многообразия сфер жизни и деятельности человека в создании материальных и духовных ценностей;
- обеспечить всем учащимся достижения уровня грамотности в освоении норм чтения, письма, счёта, говорения, слушания, понимания и поведения;
- научить детей учиться (заложить основы самопознания и умения работать в диалоговом режиме: с книгой, собеседником).
Учебный план полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует овладение обучающимися необходимым минимумом общеобразовательных компетентностей (знаний, умений, навыков), которые позволят ребёнку продолжить образование на следующей ступени обучения. В начальной школе предусмотрен 4-х летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Основной формой организации обучения в 1-4-х классах является классно-урочная форма.
Установлена следующая продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - 34 учебные недели;
Обучение в начальных классах осуществляется в одну смену, при 5-дневной учебной неделе.
Начало занятий в 9.00 утра, без проведения нулевых уроков.
Продолжительность урока во 2-4-х классах – 45 минут.
Количество часов в неделю не превышает максимально допустимую нагрузку учащихся. Согласно СанПин нагрузка учащихся 2,3,4 классов не более 23 часов в неделю. Количество уроков не более 5 в день.
Объём домашних заданий (по всем предметам) не должен превышать времени на его выполнение (в астрономических часах) во 2-3-их классах – 1,5 часа, в 4 классах – 2 часа.
В начальной школе в первом классе аттестация не проводится. Во 2-4 классах промежуточная аттестация осуществляется каждую четверть и год. Проводится промежуточная аттестация в период с 15.05.2015 по 25.05.2015.
В гимназии установлены 2 перемены по 20 минут после 2-го и 3-его уроков, остальные перемены по 10 минут.
Режим звонков в 1-х классах |
Режим звонков во 2-4-х классах |
||
1 урок |
9.00-9.45 |
1 урок |
9.00-9.45 |
2 урок |
9.55-10.40 |
2 урок |
9.55-10.40 |
Динамическая пауза |
10.40-11.20 |
3 урок |
11.00-11.45 |
3 урок |
11.20–12.05 |
4урок |
12.05-12.50 |
4урок |
12.15–13.00 |
5 урок |
13.00-13.45 |
5 урок |
13.10 – 13.55 |
Перерыв между основными и дополнительными занятиями составляет 45 минут.
Режим работы ОУ на 2014-2015 учебный год устанавливается Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29,12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый);
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для детей, посещающих группу продленного дня, организовано 3-разовое питание и прогулки;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся проводятся во время уроков физкультурные и валеологические паузы, гимнастика для глаз, в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.
При использовании на уроках аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
2. Учебный план
2.1. Годовой учебный план для I – IV классов
на 2014-2015 учебный год
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Филология |
Русский язык |
165 |
170 |
170 |
170 |
675 |
Литературное чтение |
132 |
136 |
136 |
102 |
506 |
|
Иностранный язык |
0 |
68 |
68 |
68 |
204 |
|
Математика и информатика |
Математика |
132 |
136 |
136 |
136 |
540 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) |
Окружающий мир (Человек, природа, общество) |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
Основы религиозной культуры и светской этики |
Основы религиозной культуры и светской этики |
|
|
|
34 |
34 |
Искусство |
Музыка |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Изобразительное искусство |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
Технология |
Технология (Труд) |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Физическая культура |
Физическая культура |
99 |
102 |
102 |
102 |
405 |
|
Итого: |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |
|
Внеурочная деятельность |
330 |
340 |
340 |
340 |
1350 |
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) реализуется через организацию урочной и внеурочную деятельности.
Организация внеурочной деятельности представлена в Плане внеурочной деятельности гимназии на 2014-2015 учебный год.
2.2. Недельный учебный план для I – IV классов
на 2014-2015 учебный год
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Филология |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
15 |
|
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) |
Окружающий мир (Человек, природа, общество) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Основы религиозной культуры и светской этики |
Основы религиозной культуры и светской этики |
|
|
|
1 |
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Технология |
Технология (Труд) |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
|
Итого: |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Внеурочная деятельность |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, отсутствует, так как начальная школа работает в режиме 5-дневной недели.
При проведении учебных занятий по «Английскому языку» во 2-4-ых классах предусмотрено деление класса на 3 группы для обеспечения подготовки и плавного перехода к обучению на следующей ступени, обеспечивающей гимназическое образование, при этом наполняемость каждого класса должна быть не менее 25 человек.
В 1-4-ых классах содержание курса по Основам безопасности жизни, в том числе ПДД, интегрировано в курс Окружающий мир, что позволяет более эффективно использовать учебное время, и обеспечивает формирование умения школьников применять полученные знания в различных нестандартных ситуациях.
В 1-4-ых классах по ФГОС НОО умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка, презентация информации), а также первоначальные компьютерные представления формируются в рамках всех учебных предметов учебного плана и во внеурочной деятельности. Содержание данного направления отражается в тематическом планировании и подлежит внутришкольному контролю.
В учебный план 4 класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – ОРКСЭ) по 1 часу в неделю (всего 34 часа).
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе. Решение о количестве учебных групп принимается с учётом необходимости предоставления обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а также с учётом имеющихся условий и ресурсов в образовательном учреждении. В рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности предусматривается формирование учебных групп из нескольких классов.
Реализацию учебного плана обеспечивает наличие полного программно-методического комплекса «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, утверждённого МОРФ, а также обеспеченность ОУ необходимыми педагогическими кадрами.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и охватывает все предусмотренные области учебного плана ФГОС. В соответствии с требованиями ФГОС предметное содержание, дидактическое и методическое обеспечение системы учебниками УМК «Школа России» способствует достижению предметных, метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического комплекса в целом, так и значение каждого предмета в отдельности. При этом в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавших свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста.