Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Приём в гимназию 399
Дата публикации: 17-09-2010 11:27
Рейтинг статьи: 0

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СУИЦИДОВ

 

     Суицид – умышленное повреждение со смертельным исходом. Суицид – это исключительно человеческий акт, встречающийся во всех культурах. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

     Особенности подростковых суицидов.  В большинстве случаев подростки решаются на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестуя, таким образом, против бездушия, безразличия и жестокости взрослых.

     Мотивы подростковых суицидов:

·   переживание обиды, одиночества, отчужденности, непонимания;

·   действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

·   переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

·   чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

·   боязнь позора, насмешек или унижения;

·   страх наказания, нежелание извиниться;

·   любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

·   чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

· желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

·   совокупность отрицательных событий;

·   сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

 

Признаки суицидального поведения.

 

Словесные:

· подросток прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

· косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;

· много шутит на тему самоубийства;

· проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

Поведенческие:

·  раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

·  отчаяние, плач;

· демонстрирует радикальные изменения в поведении, такие как: слишком мало или слишком много ест; слишком мало или слишком много спит;

· изменяется отношение к учебе, подросток перестает интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия;

· происходит потеря интересов, хобби, менее интенсивным становится общение с друзьями;

·  ребенок перестает строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в ВУЗ до места проведения каникул;

· перестает следить за собой или, наоборот, резко меняет имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за свои весом, юноши, вообще, могут перестать причесываться и мыться;

·  подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам, в которых, так или иначе, упоминается смерть.

 

Ситуационные:

·  подросток социально изолирован, чувствует себя отверженным;

· живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье: алкоголизм, личная или семейная проблема);

· подросток ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

· предпринимал раньше попытки самоубийства;

· имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

·  ребенок перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

·  слишком критически относится к себе.

 

Помните, что о суицидальном поведении говорит не один из признаков, а их совокупность!

 

Что можно сделать для того, чтобы помочь, если замечена склонность школьника к самоубийству.

 

1. Подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к специалистам. Если ребенок решил поделиться с вами своими проблемами, не отталкивайте, даже когда вы потрясены сложившейся ситуацией. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.

3. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Покажите, что хотите поговорить о его чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.

4. Не бойтесь прямо спросить, не думает он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

5. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.

6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания. Говорите искренне.

7. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет». Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе необходимо, так это хорошенько выспаться. На утро ты почувствуешь себя лучше».

8. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

9. Следует предложить подростку обратиться за помощью к специалистам: психологам, психотерапевтам, врачам, священникам. Также и другие возможные источники помощи: друзей, семью, значимых взрослых, к которым можно обратиться.





Пользователи Страницы пользователей
  • Вход
  •