Международное общение в рамках проекта «Амстердам – Петербург» - одна из активных форм воспитания информационной культуры учащихся |
История создания проекта и общие сведения
Проект (школьный обмен) «Амстердам-Петербург» возник в гимназии №399 ровно восемь лет назад с неожиданного знакомства преподавателей кафедры английского языка с коллегой из Амстердамского Лицея в Нидерландах. С тех пор он успешно развивался в разных направлениях, менялись и совершенствовались формы деятельности, но неизменным оставался интерес к проекту со стороны учащихся-старшеклассников (10-11х классов).
Необходимо отметить и возрастающий с годами интерес к России и Санкт-Петербургу у студентов Амстердамского Лицея. За последние годы число участников проекта с их стороны заметно возросло.
Финансирование проекта осуществляют родители учащихся обеих сторон, которые оказывают прием гостям, создавая также необходимый микроклимат в своих семьях.
На руководителя проекта возлагается вся ответственность не только за оформление документов, координацию сотрудничества, подготовку программы для приема иностранной делегации, но и за всю ее содержательную сторону.
Учащиеся, непосредственно занятые в проекте, участвуют также в подготовке экскурсий и презентаций.
В реализацию проекта привлекаются в той или иной мере (а именно к участию в круглых столах, спектаклях, презентациях, вечерах дружбы, неформальном общении) учащиеся и других классов и параллелей, даже ученики начальных классов.
Основными критериями отбора учащихся, желающих стать участниками проекта, являются прилежность, хорошая дисциплина, а главное, владение английским языком - языком межнационального общения - на достаточно высоком уровне.
Несомненно, что проект «Амстердам – Петербург» является важным стимулом к изучению английского языка, повышает интерес учащихся к предмету, готовит к жизни в поликультурном обществе.
Основной целью проекта является:
- формирование коммуникативно-прагматических умений в сфере социально-бытового общения:
-
умение выстраивать свое речевое поведение в иноязычной культурной среде (представиться, завязать контакты, решить речевую задачу ближайшего окружения);
-
формирование социокультурной и лингвострановедческой компетенции (умение рассказать о своем городе/стране и стране, которую изучаешь и посещаешь).
Основными задачами проекта являются:
1. Развитие общеучебных навыков и умений;
2.
Формирование навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности (работа с различными источниками информации: периодическая печать, книги, Internet и др.; подготовка докладов, выступлений, экскурсий);
3.
Развитие коммуникативной компетенции, включающей вербальные и невербальные способы общения;
4.
Знакомство с традициями и культурой Нидерландов.
Данный проект построен на интеграции нескольких учебных дисциплин: истории и архитектуре Санкт-Петербурга и Амстердама и английского языка как языка межнационального общения.
Данный проект позволяет расширить знания учащихся:
1. О правилах поведения в стандартных ситуациях (социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сферах общения в иноязычной среде);
2.
О культурном наследии страны сотрудничества;
3.
Об условиях жизни разных слоев общества;
4.
О возможностях получения качественного образования;
5.
О ценностных ориентирах;
6.
Об особенностях жизни в поликультурном обществе.
В результате речь учащихся обогащается лингвострановедческими реалиями и фоновой лексикой.
Развиваются умения:
1. Опознавать слова и понимать их в устных и письменных текстах, используя информационно-справочные материалы;
2.
Использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, согласия/несогласия в некатегоричной, неагрессивной форме;
3.
Использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
4.
Использовать формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.
Этапы реализации проекта «Амстердам – Петербург»:
Этап 1. Структура и тематическое содержание проекта.
История сотрудничества Гимназии № 399 с лицеем города Амстердама.
Содержание программы обмена и условия участия.
Ознакомление родителей с программой.
Особенности национального характера голландцев.
Этап 2. Деловая часть.
Этикет проживания в зарубежной семье.
Написание личного письма-знакомства.
Заполнение анкеты для визы.
Этап 3. Краткие исторические сведения о Нидерландах.
Сравнительная история и архитектура Амстердама и Санкт-Петербурга.
Русские в Амстердаме. Петр Первый.
Музеи Амстердама. Ван Гог и Рембрандт.
История Анны Франк. Амстердам во Второй мировой войне.
Этап 4. Подготовка экскурсий и презентаций о России и Санкт-Петербурге.
Моя Гимназия.
Россия: основная информация о стране, выдающиеся люди, традиции.
Санкт-Петербург: площади Санкт-Петербурга, Невский проспект, Исаакиевский собор, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Янтарная комната.
Пригороды Санкт-Петербурга.
Театральная жизнь Петербурга.
Итоговый продукт.
Поездка в Амстердам в составе группы в апреле-мае.
Прием студентов лицея Амстердама в октябре.
Оформление стенда и видеофильма.
Проект «Амстердам – Петербург» ежегодно находит свое отражение в гимназической газете, руководителем которой является учитель литературы Фомина И.В..
Начало проекта – 2002 год.
Долгосрочный проект реализовывали:
Елена Серафимовна Давыдова (председатель МО иностранных языков, учитель высшей категории).
Виктория Витальевна Ибрагимова (учитель английского языка высшей категории).
Людмила Григорьевна Бондарос (учитель английского высшей категории).
Особую благодарность авторы проекта выражают:
Администрации Гимназии №399 за понимание и моральную поддержку проекта.
Елене Анатольевне Суворовой за подготовку и проведение мастер-класса русского танца и гимназических спектаклей для иностранных гостей, Наталье Михайловне Бубликовой за подготовку и проведение гимназических спектаклей, Игорю Михайловичу Бойкову за осуществление технической поддержки спектаклей.
Виктория Витальевна Ибрагимова, учитель английского языка
высшей квалификационной категории