Тезаурус проектно-исследовательской деятельности
(по материалам журнала
«Исследовательская работа школьников» 2013.-№1)
Термины |
Содержание |
Тема |
Предмет описания, изображения, исследования и т.д. |
Проблема |
Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. |
Цель |
Идеальное, мысленное предположение результата деятельности. Начинается с существительного: исследование, изучение, выявление… |
Задачи |
Конкретизированные или более частные цели. Начинается с глагола: изучить, описать, установить, выяснить… |
Актуальность |
Важность, значительность, чего-либо в настоящее время, современность, злободневность. |
Гипотеза |
Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. |
Объект исследования |
Проблемное явление, избранное для изучения. На что направлена познавательная деятельность. |
Предмет исследования |
Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Это знание, которое вы хотите получить в результате проведения исследования. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта. |
Методы исследования: |
|
Анализ | Разделение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ. |
Дедукция | Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщённый вывод, касающийся всей совокупности таких случаев. |
Индукция | Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему). |
Классификация
|
Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследования признаком. |
Наблюдение | Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. |
Обобщение |
Приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. |
Описание |
Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. |
Прогнозирование |
Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. |
Синтез | Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. |
Эксперимент | Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: лабораторный, полевой или естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент. |
Опыт | Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя. |
Опрос | Наиболее распространённая и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным. |
Интервью | Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определённому плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные чёткие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. |
Анкетирование | Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый даёт письменные ответы. |
Краеведческий поиск |
Комплексное научно-исследовательское изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознанию. |
Реконструкция | Воспроизведения процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок. |