Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Приём в гимназию 399
Дата публикации: 29-11-2013 11:38
Рейтинг статьи: 0
СДВГ: мнение эксперта


     В предыдущей статье мы затрагивали тему минимальных мозговых дисфункций (далее - ММД): http://www.school399.ru/page.php?al=alias3614. Данная тема актуальна, часто вызывает споры и требует комментария квалифицированного эксперта.

     Синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее - СДВГ) - это одна из форм проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД), то есть легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это – только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых ещё предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД называют иначе гиперактивными.

     Вашему вниманию будет представлено интервью с Людмилой Аполлоновной Ясюковой. Людмила Аполлоновна - кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, психолог-консультант, автор книг «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении», «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников»; автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс, автор методики «Оптимизация обучения и развития детей с ММД», автор методических руководств с углубленной интерпретацией к тестам Розенцвейга, Амтхауэра; автор методики «Иерархия трудовых ценностей». Ведущая семинара «Начальная школа: от диагностики к оптимизации обучения и развития учащихся».

- Людмила Аполлоновна, на саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» вы стали ведущей круглого стола «Дети с СДВГ: почему не утихают споры специалистов?». Скажите, почему специалисты именно сейчас так много говорят об СДВГ?

- Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности были всегда, только их называли иначе. Но в постперестроечные годы их стало существенно больше. Я занимаюсь тестированием первоклассников и ежегодно выявляю до 35% школьников с СДВГ. Поскольку сейчас таких детей много, проблема, как говорится, налицо.

- Какие существуют подходы к лечению СДВГ? В чем основные разногласия по этой проблеме?

- Разногласия возникают из-за того, что специалисты по-разному видят причину появления этого заболевания. Одни считают синдром СДВГ следствием неправильного воспитания, другие полагают, что СДВГ возникает из-за генетических факторов, третьи - еще что-то. Поскольку нет общей точки зрения на причину, нет и согласия относительно того, как лечить СДВГ.

- Каков ваш подход?

- У меня достаточно большой практический опыт - и личный (просто со своими детьми), и профессиональный (я уже много лет консультирую детей с СДВГ). Опираясь на свой опыт, я считаю, что СДВГ является следствием неврологических проблем; очень часто это последствие осложненной беременности и родов. Также негативно влияет неблагоприятная экологическая ситуация. Но каждый ребенок уникален, и для того, чтобы успешно лечить СДВГ, нужно учитывать это; в каждом конкретном случае - исследовать, какие именно проблемы со здоровьем вызвали заболевание и привели к поведенческим проблемам. Необходим не сугубо фармакологический, а более углубленный медицинский подход: должна быть проведена грамотная диагностика, с ребенком должен работать не только психолог, но и невропатолог, а также, при необходимости, и другие специалисты. Организм един, все в нем взаимосвязано, поэтому некорректно относиться к СДВГ только как к расстройству поведения - его нужно лечить, учитывая все остальные аспекты.

- Позволяет ли лечение СДВГ с помощью фармацевтических препаратов получить устойчивый результат?

- При фармакологическом подходе результат есть лишь в некоторых случаях. Нужно заметить, что, если у ребенка нет нарушений позвоночника и соматических заболеваний легких, сердца или почек, СДВГ проходит без вмешательства специалистов, просто с течением времени. Однако так бывает очень редко. Наиболее часто к СДВГ приводят нарушения позвоночника, возникающие у ребенка при родовой травме. Из-за нарушений позвоночника мозг ребенка постоянно испытывает нехватку кислорода и питательных веществ. И как при этих обстоятельствах могут помочь лекарства?
     В настоящее время основной подход к лечению СДВГ, который формируется в России под влиянием зарубежных специалистов заключается в том, что детей нужно лечить долго, давать лекарства в течение всей жизни. Я не считаю, что это оправданно. Если работая с ребенком с СДВГ использовать индивидуальный подход и подойти к проблеме комплексно: найти причину болезни, при необходимости откорректировать позвоночник, то лечение такого ребенка не займет много времени – шесть месяцев, максимум, полтора года. СДВГ – это не та проблема, которой нужно заниматься всю жизнь: чем раньше родители начинают правильное лечение, тем быстрее будет получен результат.

- Как эффективнее обучать и воспитывать детей с синдромом СДВГ?

- Уже накоплен достаточно большой опыт работы с СДВГ и есть разные подходы к обучению гиперактивных детей. Западные (и некоторые российские) специалисты отдают предпочтение поведенческой коррекции. Они проводят активную работу с родителями детей, обучая их контролировать поведение ребенка – сразу же наказывать за плохое поведение и поощрять хорошее. Этот подход зачастую не результативен, поскольку пока проблема неврологически не откорректирована, воздействовать на поведение бесполезно. Есть и другие подходы. Л.С. Выготский писал о том, что анатомо-физиологические нарушения можно компенсировать за счет развития высших психических функций – развивая мышление, обучая чтению, математике, естественным наукам. Для того, чтобы обучить ребенка, нужно искать способ обойти анатомо-физиологические дефекты, то есть не нагружать травмированные функции, пока не проведено соответствующее лечение: не требовать от него произвольного внимания, планирования собственных действий и устойчивой работоспособности в течение длительного времени.

- То есть, не ребенка приспосабливать к требованиям взрослых, а методы обучения – к ребенку?

- Да, хотя бы в какой-то степени. Эти дети становятся гиперактивными, когда находятся в активной социальной среде и вокруг много людей. А если они занимаются наедине с мамой, то могут вести себя спокойно. Пока в течение 6-12 месяцев проводится восстановительное лечение ребенка, желательно домашнее обучение. Если ребенок с СДВГ идет в школу подготовленным, умеющим читать и думать, он сможет хорошо учиться. Постепенно отсутствие самоконтроля, невнимательность и проблемы моторики будут компенсироваться. Более того – если ребенок обладает развитым мышлением, он сможет заменить произвольный оперативный контроль логическим программированием, составлением плана действий (по Л.С.Выготскому – замена дефектных базовых функций иначе организованными высшими процессами).
     Некоторые психологи считают, что гиперактивных детей нужно отдавать в школу позже, чем обычных, и учить в специальных коррекционных классах. Это неверно. Поступить так - значит остановить их развитие и не научить ничему.

- Возвращаясь к саммиту: какие вопросы вы хотите затронуть во время круглого стола?

- Я надеюсь, что на саммит профессионалов приедут специалисты, которые поделятся своим позитивным опытом помощи детям с СДВГ. Также я хочу рассказать коллегам о результатах своей работы и привлечь внимание к трудам Л.С. Выготского, которые сейчас несправедливо забыты.

Юлия СМИРНОВА, Профессиональное интернет-издание "Психологическая газета", 01.06.2008.




Пользователи Страницы пользователей
  • Вход
  •