ПРИНЯТ
Советом гимназии
ГБОУ гимназии №399
Протокол от 12 мая 2014 г. №4
Председатель Совета гимназии
_____________________(Н.М. Бурцева)
УТВЕРЖДЕН
приказом от 30 мая 2014 г. № 133-а
директора ГБОУ гимназии № 399
_____________________(Н.М. Бурцева)
(подпись) (Ф.И.О.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для средней общей школы
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
гимназия №399
Красносельского района
Санкт-Петербурга
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
к учебному плану средней общей школы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №399 Красносельского административного района
на 2014 - 2015 учебный год.
Учебный план составлен в соответствии с:
-
Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее – ФБУП-2004).
-
Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312.
-
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов).
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2012 № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089».
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089».
-
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г №196 (с изменениями на 20.07.2007г).
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2012 № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089».
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089».
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 968 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
-
Письмом Министерства образования и науки РФ № ИК – 1494/19 от 08.10.2010 «О введении третьего часа физической культуры».
-
Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.03.10 №03-413 « О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
-
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
-
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».
-
Письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
-
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
-
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015;
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников на 2014/2015 учебный год, рекомендованных, допущенных, к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
-
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24.04.2014 г. №1826-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год;
-
Инструктивно-методическим письмом Комитета образования Санкт-Петербурга от 10.04.2014 №03-20-1424/14-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2014/2015 учебный год»;
-
Уставом гимназии.
В гимназии № 399 реализуется программа среднего (полного) общего образования, обеспечивающая дополнительную (углублённую) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля (10-11 классы, нормативный срок освоения 2 года).
Учебный план составлен с учётом необходимости достижения главной образовательной цели – рассматривать школьное образование как фактор укрепления здоровья ребёнка, формирование общей культуры человека, адаптации учащихся к жизни в обществе, формирование основы для сознательного выбора и усвоения профессиональных образовательных программ.
При разработке учебного плана учитывалась специфика Петербургской школы, её основные идеи
-
ориентация школьного образования на достижение выпускниками социальной зрелости;
-
защита обучающихся от некачественного образования;
-
развитие в процессе обучения продуктивных способов деятельности;
-
создание условий для достижения уровня общекультурной, допрофессиональной компетентности.
Учебный план ориентирован на 34 учебные недели в год.
Учебный план рассчитан на 6-дневную учебную неделю в средней школе.
Общее количество учебных часов в неделю для каждого класса не превышает максимально допустимую нагрузку для учащихся по нормам СанПиН 2.4.2.2821-10.
Обучение в гимназии проводится в одну смену. Учебные занятия в гимназии начинаются в 9.00 утра без проведения нулевых уроков. Продолжительность урока 45 минут.
В гимназии установлены 2 перемены по 20 минут после 2-го и 3-его уроков, остальные перемены по 10 минут.
Режим звонков |
|
1 урок |
9.00-9.45 |
2 урок |
9.55-10.40 |
3 урок |
11.00-11.45 |
4урок |
12.05-12.50 |
5 урок |
13.00-13.45 |
6 урок |
13.55-14.40 |
7 урок |
14.50-15.35 |
Продолжительность непрерывного применения технических
средств обучения на уроках
Классы |
Непрерывная длительность (мин), не более |
|||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения |
Просмотр телепередач |
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения |
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
Прослушивание аудио-записи |
Прослушивание аудио-записи в наушниках |
|
1-2 |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
10 |
3-4 |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
15 |
5-7 |
20 |
25 |
25 |
20 |
25 |
20 |
8-11 |
25 |
30 |
30 |
25 |
25 |
25 |
Объём домашних заданий (по всем предметам) не должен превышать времени на его выполнение (в астрономических часах) в 10 – 11 классах – до 3,5 часов.
При изучении первого иностранного языка предусматривается деление класса на 3 группы, 2-го иностранного языка на 2 группы.
На занятиях по физической культуре в 10-11-х классах предусматривается деление класса на 2 группы.
При изучении элективных курсов в 10-11-х классах предусматривается деление класса на 2 группы.
Основной формой организации обучения в 10-11-х классах является лекционно-зачётно-семинарская система в соответствии с Уставом гимназии.
Режим работы ОУ на 2014-2015 учебный год устанавливается Комитет по образованию.
Промежуточная аттестация в 10-х классах проводится по графику в соответствии с решением Педагогического Совета.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с городским календарно-учебным графиком.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА (10-11 классы)
обеспечивает:
- реализацию учеником здорового образа жизни;
- профессиональное самоопределение на основе устойчивого познавательного интереса, развитых форм интеллекта, самопознания и рефлексии;
- ориентацию в проблемах современной жизни, иерархию ценностей в приоритетной области деятельности.
Учебный план основной и средней школы состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части учебного плана полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, гарантирует выпускникам ОУ овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков и обеспечивает возможность продолжения образования.
Региональный компонент отражает специфику среды обитания учащихся, особенности освоения истории и культуры Санкт-Петербурга. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию концепции развития гимназии.
Часы вариативной части используются на изучение курсов индивидуальных и групповых занятий по выбору гимназии и учащихся. Эти занятия учитывают региональную специфику и способствуют успешному овладению учащимися образовательными стандартами, создают условия для удовлетворения образовательных потребностей учащихся и родителей при соблюдении ограничений, связанных с индивидуальными особенностями детей.
Нагрузка, предлагаемая учебным планом ГБОУ гимназии №399 на 2014-2015 учебный год не превышает предельно допустимую.
2. Среднее (полное) общее образование
2.1. Пояснительная записка к учебному плану классов средней школы
на 2014-2015 учебный год
При проведении учебных занятий по первому, основному иностранному языку: по английскому языку в 10-11-х классах предусмотрено деление класса на 3 группы, а при проведении учебных занятий по второму иностранному языку, испанский язык в 10-11-х классах, предусмотрено деление класса на 2 группы для обеспечения дополнительной подготовки гимназистов по предметам гуманитарного цикла. (Наполняемость каждого класса не меньше 25 человек.)
При проведении учебных занятий в 10-11-х классах по предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрено деление класса на 2 группы.
При проведении учебных занятий в 10-11-х классах по предмету «Физическая культура» предусмотрено деление класса на 2 группы.
При проведении учебных занятий по элективным курсам в 10-11 классах предусматривается деление класса на 2 группы.
Особенностью учебного плана гимназии №399 в инвариантной части является то, что преподавание предметов «Химия», «Физика» и «Биология» ведётся линейно в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей.
Часы регионального компонента отводятся:
-
на изучение курса «Испанский язык» в 10-11-х классах по 2 учебных часа в неделю в каждом классе для обеспечения дополнительной подготовки по предмету гуманитарного профиля.
Часы компонента образовательного учреждения в соответствии со спецификой гимназии, и исходя из образовательных запросов учащихся и их родителей, полученных на основе опроса родителей и анкетирования учащихся, наличием договора с Педагогического университетом им. Герцена:
-
предметы, включённые в учебный план по выбору учащихся: «География» - 1 учебный час в неделю для завершения курса географии за среднюю полную школу. «Информатика и ИКТ» - 1 учебный часа в неделю для совершенствования знаний современных технологий (мультимедийных, сетевых), овладения умениями создания проектов, презентаций;
-
на увеличение учебных часов русского языка по 1 учебному часу в неделю во всех 10-11-х классах в соответствии с рекомендациями Распоряжения Комитета по образованию от 24.04.2014 г. №1826-р ;
-
на увеличение количества учебных часов на изучение алгебры и начала анализа на 1 учебный час в 10 и 11 классах, в связи с тем, что это образовательный запрос учащихся и их родителей, а также в связи с необходимостью готовить учащихся к сдаче обязательного экзамена в новой форме.
-
на увеличение учебных часов английского языка по 1 учебному часу в неделю во всех 10-11-х классах для дополнительной подготовки учащихся по предметам гуманитарного профиля, в соответствии со спецификой гимназии, а также в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей;
-
на увеличение учебных часов по предмету «История» на 1 учебный час в неделю для дополнительной подготовки учащихся по предметам гуманитарного профиля, в соответствии со спецификой гимназии, а также в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей;
-
на увеличение количества учебных часов по предмету «Биология» в 10 – 11-х классах на 1 учебный час в неделю. Этот предмет является выбором гимназии, выбор этого предмета соответствует образовательному запросу учащихся и их родителей;
-
на увеличение количества учебных часов по предмету «Химия» в 10 – 11-х классах на 1 учебный час в неделю. Этот предмет является выбором гимназии, так как гимназия имеет договор с Педагогическим университетом им. Герцена, а также выбор этого предмета соответствует образовательному запросу учащихся и их родителей.
Дополнительные часы компонента образовательного учреждения также отводятся на изучение курсов по выбору учащихся (элективные курсы) из расчёта не менее 4х учебных часов в каждом классе средней школы, что соответствует рекомендациям.
Элективные курсы предметно ориентированы, связаны с расширением знаний учащихся по предмету, соответствуют образовательным запросам учащихся и их родителей и направлены на создание условий для подготовки к экзаменам по выбору. Все программы элективных курсов утверждены в установленном порядке.
Выбор курсов учащимися определяется в конце 9-го класса и 10 класса на основе соответствующего анкетирования и опроса учащихся.
2.2. Годовой учебный план для X-XI классов ГБОУ гимназии №399
на 2014-2015 учебный год
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
За 2 года |
|
10аб |
11аб |
|
|
Федеральный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Русский язык |
34 |
34 |
68 |
Литература |
102 |
102 |
204 |
Английский язык |
102 |
102 |
204 |
Алгебра и начала анализа |
68 |
68 |
272 |
Геометрия |
68 |
68 |
|
История |
68 |
68 |
136 |
Обществознание |
68 |
68 |
136 |
Физика |
68 |
68 |
136 |
Химия |
34 |
34 |
68 |
Биология |
34 |
34 |
68 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
34 |
34 |
68 |
Физическая культура |
102 |
102 |
204 |
ИТОГО |
782 |
782 |
1564 |
Региональный компонент |
68 |
68 |
136 |
Испанский язык |
68 |
68 |
136 |
Школьный компонент |
408 |
408 |
816 |
Русский язык |
34 |
34 |
68 |
История |
34 |
34 |
68 |
Английский язык |
34 |
34 |
68 |
Алгебра и начала анализа |
34 |
34 |
68 |
Биология |
34 |
34 |
68 |
Химия |
34 |
34 |
68 |
География |
34 |
34 |
68 |
Информатика и ИКТ |
34 |
34 |
68 |
Элективные курсы |
136 |
136 |
272 |
Итого: |
1258 |
1258 |
2516 |
2.3. Недельный учебный план для X-XI классов ГБОУ гимназии №399
на 2014-2015 учебный год
Количество часов в неделю по классам |
За 2 года |
||
10аб |
11аб |
|
|
Федеральный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Русский язык |
1 |
1 |
2 |
Литература |
3 |
3 |
6 |
Английский язык |
3 |
3 |
6 |
Алгебра и начала анализа |
2 |
2 |
4 |
Геометрия |
2 |
2 |
4 |
История |
2 |
2 |
4 |
Обществознание |
2 |
2 |
4 |
Физика |
2 |
2 |
4 |
Химия |
1 |
1 |
2 |
Биология |
1 |
1 |
2 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
2 |
Физическая культура |
3 |
3 |
6 |
ИТОГО |
23 |
23 |
46 |
Региональный компонент |
2 |
2 |
4 |
Испанский язык |
2 |
2 |
4 |
Школьный компонент |
12 |
12 |
24 |
Русский язык |
1 |
1 |
2 |
История |
1 |
1 |
2 |
Английский язык |
1 |
1 |
2 |
Алгебра и начала анализа |
1 |
1 |
2 |
Биология |
1 |
1 |
2 |
Химия |
1 |
1 |
2 |
География |
1 |
1 |
2 |
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
2 |
Элективные курсы |
4 |
4 |
8 |
Итого: |
37 |
37 |
74 |
Таблица элективных курсов
Класс |
Название курса |
К-во часов |
Автор |
Согласование |
Пособие |
10 |
«Методы решения физических задач» |
34 |
Каменщикова Е. В., Степанова Т. М. |
РЭС Пр. №3 от 20.06.2011 |
Мякишев Г. Я., Буховцев М. М. «Физика (базовый уровень).» 10 класс. «Просвещение», 2012 г. |
10 |
«Английский язык и основы предпринимательства» |
35 |
М. А. Александрова |
ЭНМС Пр. № 4 от 18.05.2011 г. |
Афанасьева О.В., Михеева И.В., Эванс В. И др. Английский в фокусе (Spotlight) 10: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение. 2013.
|
10 |
«Решение задач повышенной сложности по алгебре и геометрии». |
34 |
Сурикова Н.М. |
Согласовано АППО(Лукичёва Е.Ю.) ЭНМС №7 от 19.10.2011г. |
«Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы»: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Ш.А.Алимов, Ю.М. Калягин, М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2014.
|
10 |
«Решение задач с параметрами» |
35 |
Сентюрина С.К. |
Согласовано АППО(Лукичёва Е.Ю.) ЭНМС №7 от 19.10.2011 |
«Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы»: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Ш.А.Алимов, Ю.М. Калягин, М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2014.
|
10 |
«Английский на каждый день» |
68 |
Нарышкина В. В. |
ЭМНС Пр.№4 от 13.02.2013 г. |
Афанасьева О.В., Михеева И.В., Эванс В. И др. Английский в фокусе (Spotlight) 10: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение. 2013
|
10 |
«Творчество в русской словесности» (литература)
|
68 |
Л.Р. Дускаева, В. В. Васильева, А. А. Горячев, В. В, Хохряков |
ЭНМС Пр. №2 от 16.11.2011 |
И. Н. Сухих «Русский язык и литература. Литература. 10 класс» - Академия. |
10 |
«Органическая химия. Дополнительные главы» |
34ч. |
Г.М.Ульянова |
РЭС. Пр.№ 2 от 22.11.2005г. Согл. ЭНМС СПбАППО 2011 |
О. С. Габриелян «Химия. 10 класс.» М. : «Дрофа», 2010. |
10 |
«Теория и практика написания сочинений.»
|
34 ч. |
С. Д. Фролова |
ЭНМС Пр. №1 от 20.09.2012 г. |
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. «Русский язык.10,11 классы» - М. : Просвещение. |
10 |
«К совершенству: шаг за шагом!» (биология)
|
68 |
Семенцова В. Н. |
ЭНМС Пр.№6 от 23.05.2012 г. |
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Биология. Общая биология. 10-11 классы.» М. : Дрофа 2014г. Захаров В. Б. Биология. Тематические тестовые задания.- М. : Дрофа, 2013 г. |
10-11 |
«Практикум по истории России с древнейших времён до конца XIX в.» |
68 |
О.Н. Журавлёва |
ЭНМС Пр.№4 от 04.06.2013 г. |
Журавлёва О. Н. «История России. 10 класс. Практикум: учебное пособие. М.: Вентана – Граф, 2013. |
11 |
«Решение задач с параметрами» |
35 |
Сентюрина С.К. |
Согласовано АППО(Лукичёва Е.Ю.) ЭНМС №7 от 19.10.2011 |
«Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы»: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Ш.А.Алимов, Ю.М. Калягин, М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2014.
|
10-11 |
«Актуальные вопросы изучения обществознания». |
68 |
Волкова Т. П., Александрова С. В. |
ЭНМС Пр.№1 от 13.05.2014 г. |
Баранов П. А., Шевченко С. В. «Обществознание. ЕГЭ – учебник.» Астрель, 2014 |
10-11 |
«Практикум по истории России с древнейших времён до конца XIX в.» |
68 |
О.Н. Журавлёва |
ЭНМС Пр.№4 от 04.06.2013 г. |
Журавлёва О. Н. «История России. 10 класс. Практикум: учебное пособие. М.: Вентана – Граф, 2013.
|
11 |
«Трудные вопросы курса химии». |
34 |
Левкин А. Н., Домбровская С. Н. |
ЭНМС Пр.№11 от 18.06.2013 г. |
Карцова А. А., Лёвкин А. Н. «Химия: 11класс: профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений» М. : Вентана – Граф 2012 г. |
11 |
«Тайны текста»
|
34 |
Чернышева Л. Г. |
ЭНМС Пр. №1 от 19.10.2011 |
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. «Русский язык.10,11 классы» - М. : Просвещение . |
11 |
«Государство и общество в России на рубеже XIX-XX веков» |
34ч. |
Ю.А. Рябов |
ЭНМС от 15.01.2012 |
Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. и др. История (базовый уровень) 11 кл.- М.: Дрофа. |
11 |
«Английский на каждый день» |
68 |
Нарышкина В. В. |
ЭМНС Пр.№4 от 13.02.2013 г. |
Афанасьева О.В., Михеева И.В., Эванс В. И др. Английский в фокусе (Spotlight) 11: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение. 2013. |
11 |
«Решение задач повышенной сложности по алгебре и геометрии». |
34 |
Сурикова Н.М. |
Согласовано АППО(Лукичёва Е.Ю.) ЭНМС №7 от 19.10.2011 |
«Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы»: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Ш.А.Алимов, Ю.М. Калягин, М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2014. |
Реализацию учебного плана обеспечивает наличие полных программно-методических комплексов (учебные программы, учебники, методические рекомендации, контрольные задания, необходимое оборудование и пр.), утверждённых МОРФ, а также обеспеченность ОУ необходимыми педагогическими кадрами.