Презентация методической системы
учителя математики ГБОУ гимназии №399
Красносельского района Санкт-Петербурга
Кузьминой Натальи Игоревны
Одним из направлений, определяющих инновационное развитие школы, является организация всесторонней поддержки и сопровождения талантливых школьников. Свою работу подчиняю принципу: все дети одарены от природы, но одаренность надо увидеть и помочь самореализоваться. Именно поэтому тема моей методической работы «Раскрытие интеллектуально - творческого потенциала личности школьника через проектно-исследовательскую деятельность».
Цель моей работы - подготовить выпускников, умеющих самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта. Развитие исследовательского поведения в образовании детей помогает раскрыть потенциал ребенка. Педагогическую систему работы строю на четырех базовых идеях:
§ осознание самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
§ неисчерпаемость возможностей развития каждого ребенка;
§ приоритет внутренней свободы перед внешней;
§ понимание природы творческого саморазвития, компонентами которой являются самопознание, самоопределение, самоорганизация, самоуправление, самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет увлечь школьника в науку, ведь общеизвестно, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно. И потому, считаю, лучше дать возможность школьникам самим пройти этот путь. И не только пройти, но и показать другим. Ведь детское творчество и знание выдающихся достижений отечественной науки с ранних лет – и есть первый смелый шаг на пути к ней. Поэтому ведущие страны мира уделяют значительное внимание научно-исследовательской деятельности, затрачивая на это значительные средства. Начать заниматься проектно - исследовательской деятельностью никогда не поздно, но, в идеале, лучше в начальной школе. Считаю актуальным вовлечение в эту работу родителей: очень важно вовремя раскрыть перед ними стороны развития ребёнка и порекомендовать индивидуальный образовательный маршрут.
Главный приоритет в моей работе: не только установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но и правильно осуществлять их развитие.
Психолого-педагогическая диагностика на уровне наблюдения за характером действий пятиклассников в единстве категорий «могу» и «хочу» и уровнем выполнения деятельности говорит о том, что школьников с высоким уровнем готовности к творческой активности намного больше, чем с низким, есть дети явно одаренные, но есть и со скрытой одаренностью. А ведь их могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Чтобы этого не произошло, в основе моей педагогической системы цель - не просто сформировать у учеников навыки работы над проектом и умения проводить исследования, но и обеспечить овладение ключевыми компетентностями, необходимыми для продолжения образования. Для достижения цели реализуются следующие задачи:
§ выявление талантливых и мотивированных детей в ходе учебной деятельности (диагностика, экспертные оценки учителей и родителей);
§ формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения;
§ воспитание навыков общения;
§ обеспечение и сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности.
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет мне реализовать деятельностный подход в процессе обучения и составить индивидуальную образовательную траекторию ученика.
Данная работа включает три этапа.
Первый этап: мотивационно-ориентационный.
Анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на ежегодной гимназической конференции позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Причина – отсутствие опыта и внутренней мотивации.
На этом этапе целью моей работы является создание положительного отношения к проектно-исследовательской деятельности, формирование устойчивого интереса к проектированию в различных областях научного знания.
Методы и средства: анкетирование, беседа с целью изучения познавательных предпочтений, демонстрация достижений, успехов сверстников в проектной, исследовательской деятельности.
Формы организации учебной деятельности: практические занятия, самостоятельная и проектная работа.
Планируемые изменения: наличие устойчивого положительного интереса к проектной и исследовательской деятельности.
Сформированность общих компетенций: наличие основных знаний о проектировании, его принципах, методах, этапах, инструментарии.
Участники:
5-е классы - массовая учебно-исследовательская работа учащихся, обеспечивающая целенаправленное и поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам.
6-7-е классы - распространение учебных исследований. Темы для проектных, исследовательских работ подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются три важных критерия: конкретность темы и получаемых результатов, «вырастание» из собственного жизненного опыта, возможность представления результата в самых различных формах.
Второй этап: формирующий.
Целью работы является формирование готовности к участию в проектной, исследовательской деятельности.
Методы и средства: изучение спецкурса «Основы исследовательской деятельности», подготовка проектов исследовательских и практико-ориентированных.
Формы организации учебной и внеучебной деятельности: проблемные лекции, практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельная проектная работа, кружковая работа, работа с наставниками, предзащита проектов. Планируемые изменения: сформированность ключевых компетентностей, прочное владение системой знаний о проектировании, готовность к самостоятельной реализации проектной исследовательской деятельности.
Участники: 8-11 классы.
В моей модели формирования ключевых компетентностей учащихся предусмотрена подготовка наставников. Это уже не массовая, а индивидуальная работа. Таких старшеклассников – моих последователей – выбираю из числа имеющих способности и желание заниматься научными исследованиями. Некоторые из них имеют благодарности от организаторов конференций. Наставники оказывают помощь в рамках проекта школьного научного общества «Старшие для младших». Таким образом, в моем случае учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации» классно-урочной системы и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы, создает условия для перевода учащихся и учителя на новый уровень сотрудничества.
Третий этап: презентационный.
Принцип продуктности научно-исследовательской деятельности реализуется в самых различных формах: тематические номера школьной газеты, сборники первых научных опытов, публичные отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов, разработки занятий, словарей, иллюстрированные сборники задач.
Такая организация деятельности позволила решить поставленные цели и задачи обучения.